Упростит ли «реформаторский» приказ Мининфраструктуры процедуру дипломирования моряков

30 апреля 2021 года вступил в силу приказ Министерства инфраструктуры Украины от 06.04.2021 №201, принятый с целью упростить процедуру дипломирования моряков.

Государственная регистрация приказа № 201 в Министерстве юстиции вызвала настоящую бурю победных постов от чиновников Мининфраструктуры.

Однако на практике оказалось, что слова и реальность несколько отличаются.

Предлагаем разобраться, почему положения «реформаторского» приказа № 201 не жизнеспособны.

Согласно статье 51 Кодекса торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) присвоение звания заверяется выдачей диплома или квалификационного свидетельства после успешной сдачи экзаменов в Государственной квалификационной комиссии (ГКК).

Обратим внимание, что эта норма устанавливает требования о сдаче экзаменов в ГКК только для целей присвоения звания.

КТМ Украины не содержит требований о необходимости сдачи экзаменов в ГКК для повторного подтверждения диплома (Revalidation).

Такие требования установлены лишь Положением о званиях лиц командного состава морских судов и порядке их присвоения (приказ Мининфраструктуры от 07.08.2013 № 567).

Приказом №201 действительно внесены изменения в пункт 8 Раздела І Положения о званиях и установлена возможность повторного подтверждения диплома при наличии у моряка одобренного стажа работы на судах.

Казалось бы, вот она реформа, НО!

Каков же порядок повторного подтверждения? Куда моряк, имеющий необходимый стаж, должен обратиться для получения документов? Может ли моряк обратиться сразу к капитану морского порта за получением документов?

Первый тревожный звоночек находим в последнем абзаце этого же пункта 8 Раздела I: «успешное повторное подтверждение диплома заверяется выдачей подтверждения к диплому на повторный срок, который не превышает 5 лет с момента принятия решения ГКК».

Дальше больше! Приказом № 201 вносятся изменения в Порядок работы ГКК, которым регламентируется Порядок действий моряка и чиновника при повторном подтверждении диплома. Таким образом, действия моряка, который имеет право на получение документов без прохождения ГКК, регламентируются Порядком работы ГКК.

Логично, не правда ли?

Новой редакцией пункта 4.3 Порядка работы ГКК предусмотрено, что рассмотрение документов, которые моряки подают для подтверждения квалификации в ГКК, осуществляется на основании заявления моряка, которое подается Морской администрации.

Морская администрация в течение 5 рабочих дней от даты получения заявления рассматривает документы и уведомляет моряка о принятом решении:

- подтвердить квалификацию моряка с целью подтверждения звания на основании имеющегося стажа работу на судах;

- допустить моряка к компьютерному тестированию;

- отказать в допуске к повторному подтверждению.

Однако, следует задать еще несколько вопросов:

- Имеет ли Морская администрация на данный момент право создавать ГКК, обеспечивать работу ГКК и подтверждать квалификацию моряков в ГКК?

- Имеет ли решение Морской администрации форму Протокола заседания ГКК?

- Кто принимает решение о подтверждении квалификации моряка?

Как известно, постановлением Кабинета Министров Украины от 19.08.2020 № 739 «Некоторые вопросы подготовки и дипломирования моряков» функции по созданию ГКК, обеспечению их работы, подтверждению квалификации моряков переданы Морской администрации от Инспекции по подготовке и дипломированию моряков (далее – Инспекция).

Но решением Окружного административного суда г. Киева от 23.12.2020 Морской администрации временно запрещено выполнять функции по созданию ГКК и подтверждению квалификации моряков в ГКК.

Этим же решением временно приостановлено действие приказа Мининфраструктуры от 12.10.2020 № 614, которым также внесены изменения в Порядок работы ГКК.

9 марта 2021 года Шестой апелляционный административный суд отказал Мининфраструктуры в удовлетворении апелляционной жалобы.

Таким образом, Морская администрация не имеет права создавать ГКК, а также подтверждать квалификацию моряков в ГКК.

Следовательно, Положения нового пункта 4.3 Порядка работы ГКК, регламентирующие порядок принятия Морской администрацией решения о повторном подтверждении квалификации на основании стажа плавания, на данный момент не могут применяться.

К сожалению, моряк все еще должен подавать заявление в Инспекцию.

Согласно новой редакции пункта 4.5 Порядка работы ГКК подтверждение квалификации моряков с целью подтверждения звания (кроме подтверждения путем наличия стажа) осуществляется путем компьютерного тестирования.

Вместе с тем, новым пунктом 4.7 устанавливается, что ГКК, принимая решение о квалификации моряка, учитывает стаж работы на судне, результаты компьютерного тестирования, успешное прохождение моряком специальной подготовки, курсов повышения квалификации (при необходимости).

Это может означать, что на данный момент именно ГКК может принять решение о повторном подтверждении на основании одобренного стажа работы моряка.

Но и тут нас ждут новые подводные камни, а главный вопрос: «А судьи кто?»

Как известно, лица, которые привлекались Инспекцией для работы в качестве председателей и членов ГКК, не являлись и не являются штатными работниками Инспекции, а их работа оплачивалась путем заключения с ними отдельных договоров.

Порядок работы ГКК запрещает любое вмешательство в принятие членами ГКК решений о квалификации моряков, а членам ГКК обеспечивается независимость в принятии решений.

Таким образом, подтверждение квалификации моряков, как и раньше, зависит от позиции неких «экспертов», решение которых практически невозможно оспорить.

Еще одной проблемой для моряков может стать то, что в текущей ситуации Порядок работы ГКК вообще не определяет сроков рассмотрения Инспекцией заявления моряка о допуске к заседанию ГКК, а также срока, в течение которого должно быть проведено такое заседание.

Как указано выше, новый пункт 4.3 Порядка работы ГКК определяет лишь сроки рассмотрения Морской администрацией заявления моряка.

Однако, как указано выше, положения данного пункта не могут применяться до тех пор, пока не будут восстановлены функции Морской администрации по подтверждению квалификации моряков в ГКК.

Казалось бы, виновный найден – Окружной административный суд г. Киева, который приостановил действие постановления Кабинета Министров Украины о ликвидации Инспекции и о передаче Морской администрации функции по подтверждению квалификации моряков.

Предлагаем рассмотреть второй вариант, при котором Морская администрация начнет выполнять функции по подтверждению квалификации моряков. Станет ли повторное подтверждение для моряков проще?

Прежде всего отметим, что решение о повторном подтверждении звания даже при наличии у моряка одобренного стажа будет приниматься на заседании ГКК.

А значит снова будет уместным вопрос: «А судьи все-таки кто?»

Как указано выше, председатели и члены ГКК не являются штатными сотрудниками Инспекции, а их работа оплачивается путем заключения с ними отдельных договоров за счет средств, собранных с моряков в виде платы за прохождение ГКК.

Однако Морская администрация – орган государственной власти, а значит не имеет права заключать какие-либо договоры для привлечения третьих лиц для выполнения функций председателей и членов ГКК.

Кроме того, Морская администрация не имеет права взымать с моряков какую-либо плату за подтверждение квалификации в ГКК.

Подтверждение квалификации моряков (в том числе повторное) является административной услугой, порядок и стоимость предоставления которой должен быть установлен законом.

Данные требования не являются новыми или неожиданными для Министерства инфраструктуры.

Так, Минэкономики обращало внимание Мининфраструктуры на необходимость приведения процедур дипломирования моряков в соответствие с требованиями Закона Украины «Об административных услугах» еще при согласовании проекта постановления Кабинета Министров Украины от 19.08.2020 № 739 «Некоторые вопросы подготовки и дипломирования моряков».

Так кто же и на каких условиях будет привлекаться Морской администрацией в качестве председателей и членов ГКК?

И тут нас ожидает настоящий сюрприз от реформаторов – председатели и члены ГКК будут привлекаться для участия в заседаниях ГКК в качестве ВОЛОНТЕРОВ, безоплатно.

Обратим внимание, что этим же приказом №201 устанавливаются новые квалификационные требования к председателям и членам ГКК, например, для подтверждения квалификации специалистов по грузовым операциям на танкерах.

Наш потенциальный волонтер – будущий председатель ГКК – должен иметь не менее трех лет стажа работы на танкерах, навыки методов оценивания квалификации, знания английского языка, соответствовать другим требованиям, а потом еще и пройти аттестацию в Морской администрации, согласно пункту 3.5 Порядка работы ГКК.

Дальше, как предполагают авторы «реформы», наш волонтер будет формально проставлять свою электронную цифровую подпись на протоколах ГКК, составленных на основании решений неких сотрудников Морской администрации, уполномоченных на рассмотрение заявлений от моряков.

Вопрос морякам: «Многие из вас, квалифицированных офицеров торгового флота, готовы проставлять свою цифровую подпись на документах, подготовленных третьими лицами?»

Правда, коррупционная составляющая полностью устранена!?

К тому же, как указано выше, Порядок работы ГКК запрещает любое вмешательство в принятие членами ГКК решений о квалификации моряков, а членам ГКК обеспечивается независимость в принятии решений.

Требования по защите независимости мнения членов ГКК видимо настолько важны, что ни указаны сразу в двух пунктах Порядка работы ГКК, в начале документа (пункт 1.4) и в его завершении (пункт 7.3).

Таким образом, нашему волонтеру гарантируется независимость мнения, а решения Морской администрации, которое может быть принято согласно новому пункту 4.3, будет для него лишь информационным.

Уместно задать еще один вопрос – кто же в самой Морской администрации будет наделен правом выносить решение о повторном подтверждении диплома на основании стажа?

И снова нас ожидает сюрприз – Порядок работы ГКК не устанавливает каких-либо требований к квалификации сотрудников Морской администрации, уполномоченных принимать такие решения.

Остается не ясным фактическое местонахождение этих сотрудников, что является важным, если моряк решит направить документы почтой, отправлять документы в центральный аппарат Морской администрации в г. Киеве или в территориальные подразделения.

Каким должно быть количество персонала Морской администрации для обеспечения рассмотрения заявлений моряков в течение отведенных 5 рабочих дней с учетом того, что ежегодно моряки подают около 25 тысяч заявлений?

Таким образом, приказом № 201 не только не устранен человеческий фактор, но и создан дополнительный барьер для моряков в виде необходимости получения решения Морской администрации перед рассмотрением документов независимой ГКК.

Позиция ПРМТУ

ПРМТУ своевременно идентифицировал все риски, указанные выше, о чем письмом от 11.03.2021 № 01-036 уведомил Мининфраструктуры, Министерство юстиции Украины, Министерство цифровой трансформации и Совместный представительский орган стороны профсоюзов на национальном уровне.

Позиция ПРМТУ была поддержана Совместным представительским органом стороны работодателей на национальном уровне и Совместным представительским органом стороны профсоюзов на национальном уровне.

ПРМТУ во исполнение статьи 21 Закона Украины «О профсоюзах, их правах и гарантии деятельности» потребовал от Министерства инфраструктуры провести совещание для обсуждения замечаний и предложений ПРМТУ

Однако Мининфраструктуры в нарушение требований Закона, фактически проигнорировало позицию ПРМТУ, СПО работодателей и СПО профсоюзов.

P.S. В данной статье приведен далеко не полный список критических замечаний к приказу № 201, о которых пойдет речь в нашем следующем материале в уже, к сожалению, традиционном формате «Фейк - факт», который как нельзя лучше подходит для оценки деятельности МИУ по формированию политики в сфере морского транспорта.

More news with tag #Seamen

Powerful Support for Ukrainian Transport Workers: The 46th ITF Congress Adopted MTWTU's Motion

The Marine Transport Workers' Trade Union of Ukraine, supported by the Trade Union of Railwaymen and Transport Construction Workers of Ukraine, submitted an important motion to the 46th Congress of the International Transport Workers' Federation (ITF) in Marrakech.

Dark fleet’s growing role in seafarer abandonments showcased by ageing gas tankers

Amid a rise in seafarer abandonments linked to vessels employed in sanctions trades, a fleet of gas tankers stands out as a repeat offender.

Українські моряки отримали нові привілеї

Що змінилося в колективних угодах на суднах норвезьких судновласників

Marrakech Policy: нові зобов'язання щодо покращення умов праці для моряків

На 46-му Конгресі ITF прийнято новий документ, встановлюючий стандарти прав і умов праці моряків по всьому світу

Thank you for contacting us!