«Коррупция в смартфоне»

«Коррупция в смартфоне» или об очередном «эксперименте» Мининфраструктуры и Морской администрации в сфере дипломирования моряков

Новый эксперимент

11 апреля 2021года Международной морской организацией (ІМО) через систему информационных сообщений «IMODOCS» распространено письмо Морской администрации Украины от 30.03.2021 года № 543/09/14-21, которым последняя сообщила ІМО, что 18 марта 2021 года Министерством инфраструктуры Украины и Морской администрацией Украины совместно представлен пилотный проект по выдаче морякам квалификационных документов в электронном формате.

26 апреля 2021 года на официальной странице Морской администрации в социальной сети «Facebook» размещен видеоролик с информацией, что украинские моряки получают так называемые «новые» квалификационные документы с QR-кодом «уже второй месяц подряд». Чиновник Морской администрации отмечает, что по мнению Морской администрации, «ІМО приняла письмо и будет принимать документы с QR-кодом».

В этом же сюжете также отмечается, что «по прибытии на судно моряк должен иметь копию документа, в случае потери документа все персональные данные хранятся в Электронном кабинете моряка.

Дипломы «нового» образца уже выдаются в ряде зарубежных стран, таких как Болгария, Румыния, Россия, Греция».

Казалось бы победа, диджитализация, государство в смартфоне. НО!

Предлагаем выяснить, чего же больше в официальных сообщениях: фейков или фактов?

Фейк 1. «По прибытии на судно моряк должен иметь КОПИЮ документов ...»

Факт. В соответствии с пунктом 11 Правила I/2 Конвенции ПДНВ оригинал любого диплома, который требуется Конвенцией, должен находиться на судне, на котором работает его владелец.

Фейк 2. «…наличие Электронной копии документа с QR-кодом позволяет печатать квалификационные документы моряков на обычной бумаге средствами оргтехники».

Факт. Техническое описание бланков документов, удостоверяющих надлежащую квалификацию моряков, утверждено приказом Министерства транспорта и связи Украины от 26.11.2004 года № 1046, зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 24.12.2004 за № 1641/10240.

Техническим описанием бланков не предусмотрено использование бланков документов, распечатанных средствами обычной оргтехники или общей полиграфии, без использования защитных волокон, сложной графики, защитных красок или других элементов защиты.

Образцы документов лиц командного состава и судовой команды морских судов, утверждены приказом Министерства инфраструктуры Украины от 18.10.2003 года № 811, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 07.11.2013 года за № 1902/24434, не предусматривают размещение QR-кода или любых других графических изображений.

Фейк 3. «в случае потери документа все персональные данные хранятся в Электронном кабинете моряка».

Факт. Действия моряка в случае потери квалификационных документов четко определены пунктом 3.7 Порядка выдачи квалификационных документов лицам командного состава судов и судовой команды морских судов, утвержденного приказом Мининфраструктуры от 18.10.2013 года № 812, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 14.11.2013 за № 1950/24482 .

Так, в случае потери или повреждения квалификационного документа или подтверждения к нему капитан порта может выдать моряку по его заявлению новый документ под новым номером взамен утраченного или поврежденного.

Для получения нового документа взамен утраченного владелец подает в печатное средство массовой информации объявление о потере квалификационного документа. После дня публикации объявления владелец документа имеет право подать заявление капитану порта, к которому прилагается экземпляр печатного средства массовой информации, в котором опубликовано объявление о потере этого квалификационного документа и получить новый документ, если утраченный документ не найден или не возвращен капитану порта.

Таким образом, действующее законодательство Украины не предусматривает возможностей самостоятельной печати моряками квалификационных документов, даже при наличии их электронной копии.

Фейк 4. «IМО приняла письмо и будет принимать документы с

QR-кодом»

Факт. Система информационных сообщений «IMODOCS» используется IМО для обеспечения коммуникации между государствами-членами IМО, в том числе для распространения информации, полученной от государств - членов IМО, неправительственных организаций и др.

Таким образом, распространение письма Морской администрации Украины сопроводительным письмом IМО не означает одобрения или разрешение IМО на реализацию проекта.

Фейк 5. «IМО позволяет использование электронных сертификатов дипломов моряков»

Факт. Процедуры использования электронных квалификационных документов моряков в настоящее время разрабатываются Подкомитетом по человеческому фактору, подготовки и несению вахты, а их обсуждение является предметом значительных споров между государствами - членами IМО.

Подкомитетом по человеческому фактору образована специальная рабочая группа по вопросам использования электронных сертификатов моряков, техническим заданием которой предусмотрено:

1) исследование вопросов, которые могут возникнуть при использовании электронных документов моряков; проверки подлинности электронных документов, обеспечение безопасности данных; форма электронных документов; расположение серверов (хранение); обеспечение конфиденциальности информации, а также любых других вопросов;

2) определение положений Конвенции и Кодекса ПДНВ, которые необходимо изменить или дополнить с целью позволить и облегчить использование электронных удостоверений и документов моряков; и подготовить проект поправок, если это необходимо.

На 7-м заседании Подкомитета в феврале 2020 года Рабочая группа представила отчет «Development of amendments to the STCW Convention and Code for the use of electronic certificates and documents of seafarers» (документ HTW 6/9), который содержит:

- предложения новых терминов для включения в Правила I/1 Конвенции ПДНВ, в частности «Original form of a certificate» и «To hold the original form of a certificate on board»;

- ссылки на нормы Кодекса ПДНВ, которые требуют дополнительной корректировки;

- проект Руководства по использованию электронных сертификатов и документов моряков.

Проектом Руководства определяются термины «Electronic certificate», «Electronic signature», «Unique tracking number», «Verification», «Printed version of electronic certificate».

Проектом Руководства, среди прочего, предлагается определить, что:

- процедура, которая используется для электронной проверки сертификатов или любого другого обмена данными сертификатов, должна быть утверждена Администрацией, которая выдает сертификаты. В этой процедуре следует принять все необходимые меры для обеспечения защиты от мошенничества и нарушений безопасности;

- форма данных электронного сертификата должна быть защищена от мошеннических манипуляций способом, утвержденный Администрацией;

- электронный сертификат должен содержать электронную подпись, уникальный номер отслеживания, а также может содержать другую информацию или характеристики для целей проверки;

- физическое местонахождение (хранение) электронного удостоверения моряка должно быть определено администрацией, которая выдает его, с учетом потребности Компании и моряка в предоставлении его для проверки;

- сервер, который находится под контролем или одобрением администрации, которая выдает документы, должен быть рекомендован в качестве основного места расположения электронных сертификатов;

- администрации, использующие веб-сайты для просмотра в Интернете или проверки электронных сертификатов, должны обеспечить, чтобы эти сайты были построены и управлялись в соответствии с установленными стандартами защиты информации для контроля доступа, предотвращения мошенничества, устойчивости к кибератакам и устойчивости к техногенным и природным катастрофам;

- электронные подписи, применяемые к электронным сертификатам, должны соответствовать стандартам аутентификации, принятыми Администрацией.

Администрации должны ввести необходимые процедуры, чтобы обеспечить учет потребностей, возможностей и ожиданий всех заинтересованных сторон до и во время внедрения и использования электронных сертификатов.

Соблюдены эти рекомендации Министерством инфраструктуры и Морской администрацией?

- Порядок реализации пилотного проекта по выдаче электронных сертификатов моряков не определен ни одним нормативно-правовым актом Украины, распоряжением или любым другим официальным документом, доведенным до сведения граждан Украины - моряков, судоходных компаний и других заинтересованных сторон;

- Электронный сертификат моряка, расположенный в так называемом «Электронном кабинете моряка», не содержит электронной цифровой подписи владельца диплома и капитана морского порта, который его выдал;

- Порядок функционирования «Электронного кабинета моряка» не определен ни одним действующим нормативно-правовым актом;

- В письме Морской администрации указано, что верификацию электронных документов моряков возможно осуществить QR-кодом или через онлайн сервис верификации документов https://verification.itcs.net.ua/en/sailor. В то же время, на бланках документов моряков размещен QR-код со ссылкой на сервис vrf.marad.gov.ua;

- Согласно информации, указанной в Бюллетене авторских и смежных прав № 56, на программный продукт «Реестр документов моряков, выданных в Украине, удостоверяющих их квалификацию» частному лицу выдано свидетельство о регистрации авторского права на произведение;

- Администрацией Государственной службы специальной связи и защиты информации не регистрировались аттестаты соответствия на комплексную систему защиты информации сайта Инспекции и «Автоматизированной системы регистрации и проверки документов моряков Украины».

More news with tag #Seamen

Powerful Support for Ukrainian Transport Workers: The 46th ITF Congress Adopted MTWTU's Motion

The Marine Transport Workers' Trade Union of Ukraine, supported by the Trade Union of Railwaymen and Transport Construction Workers of Ukraine, submitted an important motion to the 46th Congress of the International Transport Workers' Federation (ITF) in Marrakech.

Dark fleet’s growing role in seafarer abandonments showcased by ageing gas tankers

Amid a rise in seafarer abandonments linked to vessels employed in sanctions trades, a fleet of gas tankers stands out as a repeat offender.

Українські моряки отримали нові привілеї

Що змінилося в колективних угодах на суднах норвезьких судновласників

Marrakech Policy: нові зобов'язання щодо покращення умов праці для моряків

На 46-му Конгресі ITF прийнято новий документ, встановлюючий стандарти прав і умов праці моряків по всьому світу

Thank you for contacting us!